Из писем преподобного Амвросия Оптинского

Из книги «Собрание писем преподобного Оптинского старца

иеросхимонаха Амвросия к монашествующим»

 

1876 год

Сестры о Господе и матери, и чада духовныя!

Христос Воскресе!

Поздравляю вас со всерадостным праздником Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю вам встретить и провести сие великое христианское торжество в мире и утешении духовном.

Светлый праздник Воскресения Христова из всех духовных праздников называется торжеством торжеств. Посему праздновать его и торжествовать следует нам не плотски, а духовно. Св. апостол Павел пишет: «аще живем духом, духом да ходим; не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 25-26). И паки: «духом ходите, и похоти плотския не совершайте» (Гал. 5, 16).

Апостольския сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить, и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстьми.

Но это еще не все высказано, что необходимо для духовной жизни. Апостол, как основание спасения и как главную потребность, выставляет добродетель смирения и послушания, глаголя сице: «сие да мудрствует в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Филип. 2, 5-8).

Ежели воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хотящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т.е. о смирении и послушании, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией.