Храмы

Храмы обители

 

1. Покровский собор

(1816 год)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, действующий в настоящее время, построен в 1816 году в период управления монастырем игумении Евпраксии (Коротаевой). К этому времени число насельниц монастыря умножилось до двухсот восьмидесяти человек, вследствие чего возникла необходимость в постройке нового более вместительного Покровского храма на месте прежнего.

Старый Покровский храм. 1648 год. Литография

Покровский собор 1816 года с монастырским кладбищем, разоренным в советское время

Покровский храм 1816 года на дальнем плане

Строительство началось, по благословению митрополита Платона (Левшина), в 1811 году и производилось на средства монастыря. Работы выполняла артель каменщиков под руководством крестьянина подмосковного села Мячкова Алексея Крюкова. По договору с монастырем в 1811 году Крюков разобрал «старую Покровскую каменную церковь с алтарями и с старою трапезою сверху до низу всю кроме крепких мест во внутренних стенах». Крепкие фрагменты стен старого собора XVII века были включены в состав кладки нового. Но строительные работы по возведению нового прервались Отечественной войной 1812 года, когда угроза быстрого приближения неприятельских войск к Москве вынудила многих покинуть родные места. Осенью 1812 года отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря. После войны строительство было продолжено. Кладку стен и сводов проводила уже другая артель – владимирских каменщиков из села Всеславского во главе с крестьянином Яковом Тимофеевым. Окончательная отделка и роспись храма закончена в 1816 году. Девятого июля того же года было совершено освящение его архиепископом Московским Августином (Виноградским).

Эта церковь, представляющая главный собор монастыря, поскольку здесь всегда покоились мощи преподобных Кирилла и Марии, имела три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия Радонежского справа и святителя Алексея, митрополита Московского слева. Автором проекта Покровского собора выступил двадцатишестилетний архитектор Иван Тимофеевич Таманский, выходец из крещеных крымских татар, ученик знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Школа Казакова сказалась в лаконичности архитектурного облика здания, в строгой симметрии, в использовании контрастных сочетаний света и тени, плоскостей и объемов. Большое значение имеют портики, которые зрительно облегчают облик и увеличивают высоту сооружения.

Подробное описание содержится в метрике собора, составленной священнослужителями монастыря в 1887 году. В частности в ней говорится: «Церковь Покрова Богородицы четырехугольная, с колоннами с трех сторон, на каждой по четыре колонны на пьедесталах. Церковь одноэтажная... В длину пятнадцать сажен, в ширину семь сажен и два аршина... Алтарь с одним полукружием, граней нет... Кровля на сводах шатровая, из железа, выкрашена краской, у спусков кровли подзоров нет; покрышка церкви из кокошников не состоит... На церкви пять глав, размещены по углам. Главы покрыты железом. Одна большая окрашена и украшена позлащенными звездами, а остальные позолочены. Кресты на главах медные, вызолоченные, восьмиконечные, без завиток, цепей на крестах, спускающихся к главам, нет...»

После Святых ворот с Предтеченским храмом (построенным в 1799 году) Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Стены новопостроенного храма украшала живопись. Деревянный иконостас столярной работы был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. В нижнем ярусе иконостаса помещалась почитаемая в обители и округе икона Толгской Богоматери, украшенная золотом, серебром, жемчугом и четырьмя алмазными запонами (утрачена) – дар государыни царицы Параскевы Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. В приделе святителя Алексия у Царских врат помещалась Смоленская икона Богоматери, также ранее принадлежавшая царице Параскеве Феодоровне.

Величественные своды нового Покровского собора осеняли гробницу преподобных Кирилла и Марии, находившуюся, как и в старом храме, с правой стороны под деревянной резной позолоченной сенью. Надгробия были украшены иконописными изображениями Преподобных в схимах во весь рост в серебряных чеканных ризах, а в головах – троичные образа, также в чеканных серебряных ризах. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: «Лета 6845 (1337) преставился раб Божий инок Кирилл, отец преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца. – Лета 6845 преставися раба Божия инока Мария, мать преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца». При гробнице Кирилла и Марии для богомольцев постоянно служились панихиды. А перед гробницей помещалась чтимая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери в серебряном окладе с жемчужным убрусом и короной с драгоценными камнями (утрачена). Эта икона вместе с мощами святых Кирилла и Марии прославилась чудесным избавлением обители от холерных эпидемий. Возле гробниц преподобных Кирилла и Марии находилась старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы. Много и других драгоценных святынь, икон, крестов с частицами мощей святых угодников Божиих хранилось в богато украшенном Покровском храме.

Сень над мощами преподобных Кирилла и Марии. XIX век               Молебен перед сенью преподобных Кирилла и Марии. XIX век

Новая сень над мощами преподобных Кирилла и Марии. 2008 год

В 1930-х гг. Покровский собор был отдан под склад. В 1940-м было перестроено внутреннее пространство – разделено на два этажа. До 1985 года в храме располагалась Хотьковская промышленная артель, изготовлявшая изделия из пластмассы и стекляруса. В 1985 году в соборе случился сильный пожар, который нарушил целостность здания и уничтожил остатки фресок – наследие XIX века.

Покровский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году. Иконостас расписан студентами иконописной школы Московской Духовной Академии. К 700-летию обители, которое праздновалось в 2008 году, над мощами преподобных Кирилла и Марии была установлена новая резная сень.

В 2011 году совершилось историческое событие – Покровский собор был заново расписан. Работы выполнены учениками иконописной школы МДА под руководством преподавателя Анатолия Валерьевича Алёшина.

Богослужения в настоящее время совершаются в Покровском соборе.

Роспись Покровского собора

Вид на иконостас и росписи Покровского собора. 2011 год

Всенощное бдение на Покров Пресвятой Богородицы в Покровском соборе. 2011 год

 

2. Никольский собор

(1904 год)

Для русского человека с древних времен огромное значение имеет не только внутренняя красота добродетелей, стяжать которую призван человек, но и внешнее благолепие Божия храма, которое вдохновляет православного христианина к благоговейному богоугождению. Прекрасные храмы, возвышающиеся за древними монастырскими стенами, становятся важным свидетельством о величии Божия Царства, устраивать которое в душах людей призваны святые обители. Поэтому каждый русский монастырь, по мере своего укрепления, стремится возводить красивые величественные храмы.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители, множество паломников стекалось в нее в праздничные дни. Старый Никольский храм не мог уже вмещать такого количества молящихся, поэтому в конце 1899 г. игумения Филарета II (Меркурьева) обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением о разрешении разобрать старую, ставшую тесной, Никольскую церковь и построить на ее месте новую. Разрешение было дано в мае 1899 г. Автором проекта выступил архитектор Троице-Сергиевой Лавры А. А. Латков.

Вид с колокольни на старый Никольский собор (на первом плане) до 1899 года

Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 году и сразу же началось строительство нового собора, которое продолжалось почти пять лет. Новый храм, рассчитанный на две тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. Как затем отметил наместник Лавры архимандрит Товия (Цимбал), благочинный Хотькова монастыря, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Никольский собор отличался тем, что это был первый в России храм, построенный в русско-византийском стиле, который начал возрождаться в храмовой архитектуре второй половины XIX века. Крестообразное в плане двухсветное здание центрического типа стоит на сводчатом полуподвале. Завершается большим центральным куполом с высоким шпилем, увенчанным крестом, а также четырьмя малыми боковыми куполами. Центральный купол опирается на мощный световой барабан, выполненный в виде перспективной аркады с двенадцатью большими полуциркульными оконными проемами. Световой барабан, в свою очередь, утвержден на четырех внутренних опорах, смещенных к углам здания. Неоштукатуренные краснокирпичные фасады собора были декорированы белокаменными пилястрами с резными капителями. Византийскому стилю архитектуры Никольского собора соответствовало и убранство его интерьера. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Иконостасы изготовлены из белого итальянского мрамора с колоннами из мрамора цветного, с бронзовыми вызолоченными украшениями и с такими же царскими вратами; иконы живописной работы. Центральный иконостас имел три, а боковые – два яруса. Обширные клиросы сделаны также из белого мрамора, по стенам и вокруг столбов располагались прекрасные старинные иконы в серебряных ризах из прежнего храма. Все мраморные работы исполнены И.А. Орловым, а бронзовые Т.Н. Мешковым. У западной стены во всю ширину были устроены железные хоры для певчих, которые в настоящее время восстанавливаются.

В первых числах сентября 1904 года игуменья Филарета доложила архимандриту Товии об окончании работ и попросила ходатайствовать перед митрополитом Московским об освящении нового Никольского собора. Торжество освящения, при огромном стечении народа и почетных гостей, продолжалось два дня, 26 – 27 сентября 1904 г. В первый день были освящены главный алтарь и правый придел, во второй – левый придел собора. Главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца освятил сам митрополит Московский Владимир. Правый, во имя святых апостолов Петра и Павла, – епископ Дмитровский Трифон. Наместник Лавры архимандрит Товия освятил левый алтарь, посвященный празднику Воскресения Христова.

Вид на монастырь в день освящения Никольского собора. 26 сентября 1904 года

Вот что писала газета «Московские церковные ведомости» № 41 от 1904 года под заголовком «Торжество в Хотьковском монастыре Дмитровского уезда»: «В воскресенье 26 на понедельник 27 сентября в Хотьковском монастыре при торжественной обстановке было совершено освещение вновь построенного теплого храма и приделов. Вновь построенный Никольский храм по своей архитектуре принадлежит к числу выдающихся церквей Московской епархии. Он находится в середине монастыря и сооружен на месте прежней тесной и неудобной теплой церкви. Он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его двенадцать сажен (29,76 м), а вышина двадцать сажен (49,60 м), пол сделан из метлахских плит... Все три алтаря находятся на одной линии. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колоннами и бронзовыми украшениями... Все мраморные работы исполнены И.А.Орловым. Царские врата, алтарные двери, паникадила, подсвечники и лампады сделаны из бронзы с большим вкусом Т. Н. Мешковым. Святые иконы в иконостасах живописной работы, а на стенах храма в мраморных иконостасах помещены старинные иконы в серебряных ризах, бывшие в иконостасе и на стенах прежнего храма. У западной стены церкви во всю ширину устроены железные хоры для певчих».

Иконы для иконостасов были написаны также в византийском стиле, но не на деревянных, а на цинковых досках в бронзовых вызолоченных рамах. Иконы из старой Никольской церкви помещались в алтарях и в мраморных киотах у стен и столбов. Расписан храм был позднее, в 1911 году, палехскими мастерами Сафроновыми.

Никольский собор впечатляет своими масштабами и величественностью. Подобно Успенскому собору в Лавре, Никольский храм в Хотькове стал высотным ориентиром, организующей доминантой как архитектурного комплекса Покровского Хотькова монастыря, так и окрестных селений. Он продолжает выполнять эту роль и в наши дни.

По наследству от старой Никольской церкви новый собор взял роль усыпальницы для настоятельниц обители. В крипте собора находились сохраненные при строительстве могилы хотьковских настоятельниц, игумений Евпраксии, Антонии, Филареты I и Варсонофии, погребенных в подклете старой церкви. Менее чем через год, 13 июля 1905 года, мирно скончалась и была погребена под Никольским собором строительница храма игумения Филарета II, возглавлявшая обитель с 1895 года.

В 1932 году Никольский храм закрыли. Великолепного убранства больше не было. Надгробия из усыпальницы распилили на части и отправили на стройки. Благолепный, не так давно отстроенный храм подвергся жестокому разорению.

Демонстрация на фоне разоренного монастыря

Хотьковский историк-краевед Григорий Ефимович Агеев вспоминал: «С Никольским собором что сделали? Там поселились военные и работники сельского хозяйства. Роспись его была одной из лучших в Московской епархии. Нижняя часть храма была отделана черным лабродаритом. Этот мрамор забрали в Москву на строительство метрополитена. Собор весь ободрали, но на сводах сохранились небольшие фрагменты росписи: четыре Апостола и животные, больше ничего. Советские власти, чтобы вести какую-то антирелигиозную пропаганду, закрашивали роспись. Ее закрасят, через некоторое время она вновь появляется, один раз, второй, третий. Стали сбивать штукатурку, сухую, теплую, толстую. Это тоже не помогло. Собьют, замажут, но роспись опять появляется. В конце концов решили всю штукатурку отбить».

С 1934 года храм использовался как склад боеприпасов для конвойного полка НКВД, некоторое время стоявшего на территории монастыря. С 1944 года – как учебные классы артиллеристов. В 1948-м в подклете располагались механические мастерские школы комбайнеров и трактористов, в храме ремонтировали сельхозмашины. В последующие годы 1950 – 1980-е – как склад готовой продукции столярного цеха сельскохозяйственного техникума; какое-то время в нем находился клуб.

Реставрация Никольского собора к Тысячелетию Крещения Руси

Первоначальная внешняя реставрация храма с установлением одного центрального купола была проведена к празднованию Тысячелетия Крещения Руси. Возвращение Никольского собора Русской Православной Церкви произошло в 1990 году. За прошедшие годы были восстановлены 5 куполов по старинному образцу, выполнена внешняя и частично внутренняя отделка, установлены белые мраморные иконостасы в трех приделах, на главном иконостасе закончена роспись, выложен мрамором пол, имеющий систему подогрева. В 2011 году преподаватели и выпускники иконописной школы МДА занимались росписью иконостасов в боковых пределах. Они выполнены из белого мрамора также, как и центральный иконостас, московскими мастерами. Автором проекта является Александр Николаевич Солдатов. В настоящее время в нем продолжаются реставрационные работы. 11 октября 2012 года, в день празднования памяти преподобных Кирилла и Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин Великого освящения Никольского собора. В этот день Хотьков монастырь отмечал 20-летие возрождения монашеской жизни, 675-летие преставления и 20-летие канонизации прпп. Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Никольский собор. Октябрь 2010 года

 

3. Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи

(1791)

январь 2013 г.

Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи построен в 1791 году над северными Святыми вратами, освящен известным церковным деятелем, знаменитым проповедником, настоятелем Лавры и главой Московской епархии митрополитом Платоном (Левшиным). Этот храм считается самым древним из сохранившихся монастырских зданий, но есть основания предполагать, что до наших дней он дошел в сильно перестроенном виде.

Надвратный храм служил приходским для жителей окрестных деревень, в нем совершались для них Таинства крещения, венчания и другие требы, и его священник некоторое время в XIX веке был Хотьковским благочинным. В 1870 году иконы возобновлялись сестрами монастыря.

В описаниях XIX века содержатся некоторые сведения о внешнем виде и внутреннем убранстве церкви: «Храм однопрестольный, имеет в длину 8 сажен и 2 аршина, в ширину 4 сажени, на главе крест железный, под крестом яблоко и глава обиты жестью, покрыт железом, и кровля окрашена медянкою».

Иконостас церкви был столярной работы «с малыми резными штуками, весь вызолочен … царские врата решетчатые вызолоченные».

До 1921 года храм стоял нетронутым, и лишь поновлялись иконостас и храмовые росписи. После закрытия монастыря иконостас надвратной церкви был разобран, всё убранство погибло. В храме жили рабочие хотьковских промышленных артелей. В 1940 году в нем располагался склад оружия войсковой части и артиллерийская школа. С 1948 по 1968 год храм использовался для хранения спортинвентаря сельхозтехникума, разместившегося на территории обители. В 1968 – 1982 гг. – как подсобное помещение для нужд техникума. С 1982 по 1999 год его помещения занимал Хотьковский Краеведческий музей (филиал Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево»).

С 1998 года идет реставрация храма Рождества Иоанна Предтечи. В настоящее время храм расписывается.

Предтеченский храм с внешней стороны   Установка купола на Предтеченский храм 1

Монастырская аллея с видом на храм Рождества Иоанна Предтечи

 

4. Надвратный храм святителя Митрофана Воронежского

(1833)

Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители. В западном корпусе разместилась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келлии.

Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу.

Храм святителя Митрофана в XIX веке  Храм святителя Митрофана после реставрации и установки креста. 2011 год

В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму. С 1921 по 1928 год в богаделенных корпусах позволено было жить сестрам обители, выселенным из других зданий, поэтому надвратная церковь действовала до самого изгнания насельниц. Когда в 1929 году в келейные корпуса поселили рабочих фабрики Угланова, храм святителя Митрофана был разграблен, обезглавлен и превратился в переход между западным и восточным крыльями здания. Долгое время эти корпуса занимались городской гостиницей «Русь», которая прекратила свое существование в 1994 году, и здания были переданы Хотькову монастырю.

Храм святителя Митрофана в период размещения в нем гостиницы "Русь". Картина Дроздовского. 1985 год

В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовой.

Иконостас Митрофаниевского храма  Икона святителя Митрофана в храме

Южные врата (арка под Митрофаниевским храмом)